Разновозрастные дети

В семье растут двое детей разного возраста. Старшему сыну шесть, а младшему – три. Кажется, что они должны дружить. Но дети не играют вместе старший сын кричит, толкается и не принимает маленького в игру. А ведь совсем недавно он так радовался появлению на свет младшего брата, и так заботливо ухаживал за ним. Что же произошло?

Для нас, взрослых, игра – это любая самостоятельная деятельность детей. И мы не задумываемсям о том, что игры у разновозрастных детей абсолютно разные. Маленький ребенок 2-3-х лет еще только исследуют игрушки, учатся ими манипулировать: катать, бросать, ломать, разбирать. А шестилетний ребенок уже вовсю придумывает сюжеты, импровизирут, режиссирует свою деятельность. И это уже не просто манипулятивно – познавательное занятие, а целый маленький спектакль.

И появление маленького ребенка в этом спектакле приводит к разрушению домов, вытаскиванию персонажей из гущи событий, прерыванию сюжетной линии. Поэтому старший протестует,а младшему либо интересны сами игрушки, либо он пытается вывести брата на эмоции.
Родители в этой ситуации почти всегда на стороне маленького.Часто мы начинаем обвинять старшего сына в жадности и эгоизме. И делаем совершенно неправильно. Потому что разновозрастные дети не могут играть вместе. Ведь сюжетная игра – главный вид переработки информации в старшем дошкольном возрасте, сложный вид детской игры, требующий сосредоточенности и уединения, а маленький ребенок еще недорос до таких сложностей.

А если все же маленькому очень хочется посмотреть,то взрослый должен принять в этом активное участие. Нужно сесть с малышом в уголочке и пояснять то, что делает брат. «Вот дом и все члены семьи собрались за столом, а машины стоят в гараже, видишь?». Конечно же маленькому ребенку тоже захочется принять участие в игре, тогда нужно «включиться» в сюжет и, не ломая его, попросить разрешения у старшего : «Не хочет ли папа съездить к нам на заправку вон на той красивой красной машине». Дети обычно не вредничают и принимают новых участников в свой «мини-спектакль».

А можно построить где-то в уголке комнаты для маленького ребенка такой же дом и поиграть с ним в анологичную игру, а когда он наиграется и устанет тихонько вывести его из комнаты.

Конечно же, очень часто возникают ситуации, когда взрослый не может принять участие в игре, тогда нужно попросить старшего сына, чтобы тот поиграл с маленьким, до тех пор пока вы закончите свои дела. В таком случае конфликтов не будет, так как старший будет знать, что это кратковременное занятие и будет выстраивать игру с ориентацией на потребности маленького: и дом можно будет ломать, и машины уже могут свободно ездить по всему ковру, а не только стоять в гараже.

Такая игра будет только в удовольствие разновозрастным детям. Старшего потом нужно обязательно похвалить и поблагодарить за помощь, чтобы он испытывал еще и моральное удовлетворение от общения с младшим братом.

А нам, родителям, нужно терпеливо воспитывать у маленького уважение к занятиям старшего брата, так как лишь уважение – лучшая основа дружеских взаимоотношений и совместной игры.